Умственная отсталость: классификация

Неадекватное поведение, проявления интеллектуальных дефектов, дефектов реакций или общения есть признаки психической патологии, именуемой в науке умственной отсталостью. На сегодняшний день вопросы, связанные с исследованием данной проблемы находятся в компетенции социально – психологических дисциплин. Изучением видов, типов, форм и степеней проявления данных отклонений психического развития личности занимается предмет «Психология лиц с умственной отсталостью».

Существует три основных симптома данного заболевания:

  • заниженный интеллектуальный уровень по шкале Айзенка;
  • патологическая затрудненность социальной адаптации более чем в трех областях;
  • продолжительное течение двух предыдущих симптомов.

Первый признак начинает проявляться в дошкольном и школьном возрастах, когда у ребенка возникают проблемы с обучаемостью, выражающиеся в неуспеваемости. Следующий признак может проявляться в отклоняющемся поведении или гипертрофированной инфантильности. Третья позиция заключается в длительности проявления двух вышеназванных симптомов. Если они наблюдаются у личности с раннего возраста и по настоящее время, то имеет место умственная отсталость. Периодическое присутствие признаков свидетельствуют об иных расстройствах личности.

Умственная отсталость: классификация

Как и всякое заболевание или патология, умственная отсталость подразделяется на виды и формы. При этом в основе классификации заложены различные критерии, как природно-генетического происхождения, так и социально – экономического характера. В настоящее время, помимо общепринятых традиционных типов классификации, существует множество альтернативных подходов к рассмотрению данной проблемы. В качестве критериев выступают степени и уровни выраженности дефектов, характер протекания заболевания, характер причин возникновения заболевания, социально — психологические причины.

Принято различать следующие виды умственной отсталости: легкая, средняя, выраженная и глубокая умственная отсталости. Они различаются степенью IQ – количественным показателем умственного развития индивида. Диагностирование проводится в форме теста. Той или иной степени отсталости соответствует количественный показатель уровня интеллектуального развития.

Умственная отсталость: классификация по характеру причин. Согласно данному критерию, различают: органическую и семейно – культурную умственную отсталость. Органическая умственная отсталость основывается на генетических и конструктивных причинах. Причины семейно – культурной умственной отсталости носят социальный характер: низкий уровень жизни, экономические факторы, неблагополучная окружающая социальная среда.

Также целесообразно рассмотреть основные формы умственной отсталости. По степени выраженности умственной отсталости различают:

  • Дебильность;
  • Имбецильность;
  • Идиотия;
  • Олигофрения.

Между видами формами отсталости существует определенная взаимосвязь. Представить ее можно следующим образом. Например, умственная отсталость легкой степени может проявляться в форме дебильности. Дебильность – слабо выраженное недоразвитие психики, характеризующееся упрощенным мышлением и неспособностью воспринимать сложные понятия. Дебильность может протекать в легкой, средней и тяжелой формах. Имбецильность и идиотия соответственно сопоставимы со средней и глубокой умственной отсталостью. Имбецильность представляют собой средний уровень психического недоразвития. В этом случае присутствует способность к образованию понятий, но утрачиваются способности их обобщения и способности мыслить абстрактно. Методом тренировки у таких больных можно выработать навыки самообслуживания и примитивного труда. При идиотии отсутствуют способности к познанию. Им невозможно привить навыки самообслуживания, они не способны различать цвет, звук. Для них не характерна эмоциональность. Из всех эмоциональных проявлений наиболее характерны гнев и злоба. Что касается олигофрении, то степени выраженности данного заболевания сопоставимы со всеми видами умственной отсталости. Олигофрения подразделяется на пять форм: несложная форма, осложненная повышенной возбудимостью и нейродинамическими нарушениями; осложненная нарушениями анализаторских функций; олигофрения с психопатоподобным поведением; олигофрении, осложненные выраженной лобной недостаточностью. Данная классификация разработана педагогом – дефектологом М.С. Певзнер.

В зависимости от синдромов, сопровождающих заболевание, отсталость принято подразделять на клинические формы. Наиболее часто встречающейся клинической формой является синдром Дауна, Альцгеймера, а также патологии, вызванные детским церебральным параличом (ДЦП). Реже встречаются такие формы умственной отсталости, как гидроцефалия, кретинизм, болезнь Тея – Сакса.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Loading...Loading...

Оставить комментарий